Фольклорист Аксель Борениус-Ляхтеенкорва

21 феврвля 2006 № 19 (10394)

12 февраля исполнилось 75 лет со дня кончины в Кякисалми самого, пожалуй, известного жителя города той поры — знаменитого учёного Акселя Аугуста Борениуса-Ляхтеенкорвы, исследователя фольклора (устного народного творчества). Чуть позднее, 19 марта, можно отметить ещё одну дату — 160-летие со дня его рождения.

Значение деятельности этого учёного связано прежде всего с его личностными качествами: он отличался необыкновенной пунктуальностью и дотошностью, все его записи очень точны и содержат, помимо самих текстов песен, сказок, пословиц, бесценные сведения о самих сказителях, о тех, у кого они учились своим песням, о местности, где они жили, и т. д. Поэтому не удивительно, что именно Борениуса-Ляхтеенкорву называют основоположником современной финской фольклористики (собирания и изучения народной поэзии).


Родился он в 1846 году в Борго (Порво) в семье довольно высокопоставленного чиновника лютеранского епископального управления асессора Александера Фердинанда Борениуса. Его мать — Анна Ловиса Густава — была из знатного рода Эрстрёмов. В начале 1905 года Аксель Борениус, как и многие другие представители шведской по происхождению интеллигенции, решил сменить свою фамилию на новую, финскую. Свой выбор он остановил на поэтичном слове Ляхтеенкорва, что в переводе с финского буквально означает «Родниковое ухо», то есть место, где родник выходит из-под земли и разливается. Но в то время он как учёный был уже довольно известен как Аксель Борениус. Поэтому в историю вошёл под двойной фамилией: Борениус-Ляхтеенкорва.

А начиналось всё с 1871 года, когда 25-летний Аксель отправился с лингвистом Арвидом Генетцем в свою первую фольклорную экспедицию в Русскую Карелию (в районы Олонца и нынешнего посёлка Калевала). Пока его товарищ изучал особенности местных говоров, Аксель искал новые, неизвестные науке варианты калевальских рун.

Его ждала удача — он собрал больше сотни старинных песнопений, в основном записанных от двух сказителей: Миихкали Перттунена и Юрки Малинена. В эти же края Аксель вернулся в ходе своей второй экспедиции. А всего в 1871—1889 годах он побывал в восьми таких путешествиях, в том числе в Сатакунде (район Пори) и Тавастландии (здесь ныне Хямеенлинна, Лахти). В 1877 году посетил даже Эстонию, где, в частности, собирал песни православных эстов, живших в Печорах.

Но самые любимые маршруты научных поездок Борениуса-Ляхтеенкорвы пролегали через наш Карельский перешеек и Приладожье. Он был первым собирателем, открывшим миру великую ижорскую сказительницу Ларин Параске, хотя записал от неё сравнительно немного.

Всего же он сохранил для потомства около 1600 исторических рун и около 900 лирических песен. Полный же перечень фольклорных произведений, записанных им (по каталогу Финского литературного общества), составляет внушительную цифру — 3383 единицы хранения.

Для того периода, когда собирание фольклора носило ещё дилетантский характер и этим делом, как хобби, увлекались многие образованные любители Калевалы, записи Борениуса-Ляхтеенкорвы удивительно основательны и систематичны. Он указывал даже точное время фиксации песен, место, где это происходило, и т. д. К тому же он собирал фольклор не случайно, а целенаправленно. И потому может считаться первопроходцем в этом роде филологической деятельности в Финляндии.

У него было много планов по изучению калевальского стихосложения и ритмики, однако присущие ему вдумчивость и кропотливость не дали осуществиться большим проектам. Удалось закончить только ряд небольших исследований, из которых особенно важна статья «Где родилась Калевала», опубликованная в «Суомен кивалехти» («Финском иллюстрированном журнале») в 1873 году. Учёный высказывает мысль, что руны, зародившись в Западной Финляндии, в течение веков продвигались на восток. Это положение о «движении поэзии» было весьма плодотворным, хотя позже и выявилась ошибка Борениуса: финские руны всё-таки имеют восточное происхождение.

Не менее интересна и другая первопроходческая статья Борениуса — «О финской средневековой поэзии», напечатанная в журнале «Вириттяя» («Настройщик») в 1886 году. Здесь местным рунам о сотворении вселенной он находит яркие соответствия в фольклоре других европейских народов.

Уже в начале 1870-х годов было запланирована публикация вариантов калевальских рун, однако количество собранного материала с каждым годом разрасталось подобно снежному кому, и его не так-то просто было обработать.

В 1880 году этот вопрос вновь встал на повестку дня, и тогда Борениуса и другого фольклориста Юлиуса Круна назначили составителями будущих сборников. Борениусу для обработки достались многочисленные, как правило, небрежные и путаные рукописи из Русской Карелии. Крун выпустил свой первый сборник только в 1888 году, а Борениус и того позже — в 1895 году, — настолько трудной оказалась эта работа. Позже её продолжили другие финские учёные.

А в личной жизни 54-летнего Борениуса произошло изменение — в 1900 году он женился на 24-летней Ииде Сильвеннойнен, дочери торговца и крестьянина Юханы Сильвеннойнена и Кристины Яяскеляйнен. У Борениусов было 4 сына и 3 дочери, четверо их детей здравствуют поныне.

Собиранием фольклора семью не прокормишь. И учёный долгие годы работал библиотекарем и учителем средней школы, а потом и инспектором народных школ Кексгольмского округа. Здесь, в Кексгольме—Кякисалми, благодаря Борениусу-Ляхтеенкорве зародилось уникальное направление европейского скаутского движения, активно использовавшего в своей идеологии и эмблематике богатую образность Калевалы.

Здесь же, в Кякисалми, знаменитый фольклорист и скончался в возрасте 85 лет 12 февраля 1931 года и был похоронен на лютеранском кладбище (ныне главное городское). Но могила учёного после войны затерялась.

Андрей ДМИТРИЕВ

Хостинг от uCoz