Писатель и художник Вильо Койо

04 мая 2006 № 49 (10424)

Несомненно самым знаменитым уроженцем прихода Каукола, если, правда, не считать многолетнего члена Политбюро ЦК Компартии Финляндии Вилле Песси, был выдающийся финский поэт, прозаик, журналист, живописец и график Вильо Койо. В этом году у него двойной юбилей: 21 апреля исполнилось 40 лет со дня его кончины, а 13 декабря можно будет отметить 115 лет со дня рождения.


Детство и юность

Отец будущей знаменитости, Пекка Койо, был крестьянином из прихода Куркийоки. Обосновавшись в деревне Ускинсаари (ныне нежилое место между полустанками 148-й и 152-й км), что в 10 км к северо-западу от Кексгольма, он женился на хорошенькой Анни Хирвонен. За две недели до Рождества 1891 года она подарила любимому мужу мальчика, которого нарекли Вильо.

Дом родителей Вильо находился неподалёку от Вуоксинского разлива, на живописном берегу узкого пролива Раминселькя (ныне Рыбацкий). Этот чудный озёрный край с населявшими его людьми — рыбаками, охотниками, землепашцами — во всех своих колоритных подробностях был позже запечатлён в талантливых произведениях Вильо Койо.

Ещё дома мальчик пристрастился к лепке, резьбе по дереву и рисованию. По окончании народной (начальной) школы поступил в Кексгольмскую юхтеускоулу — среднее учебное заведение смешанного типа (там девочки и мальчики учились вместе, что было тогда редкостью). Здесь Вильо закончил только 5 классов, но успел пристраститься к живописи, а о его письменных работах весьма похвально отзывался преподаватель финского языка и даже помогал талантливому ученику опубликовать некоторые свои заметки в местной газете «Кякисалмен саномат».

В возрасте 20 лет Вильо отправился в финляндскую столицу — Гельсингфорс (Хельсинки) — и поступил в Училище живописи, а по его окончании — в частную школу при Обществе финских художников (своеобразный аналог петербургской Академии художеств).

Завоевание Хельсинки

1914 год стал для 23-летнего Вильо знаменательным вдвойне: он впервые принял участие в выставке живописи и издал первый свой поэтический сборник («Утренний ветер»).

Последующие 10 хельсинкских лет оказались необычайно плодотворными. Вильо Койо стал одним из деятельнейших участников группы «Ноябрь», объединявшей художников-экспрессионистов. Его близкими друзьями были знаменитый живописец Тюко Саллинен и не менее известный писатель Йоэль Лехтонен. В своей программной повести «Община людей, живущих без печали» (1921) Вильо описал жизнь художников группы «Ноябрь».

Он преподавал в школе живописи «Атенеум» (позже на её базе была учреждена Академия художеств). В то же время с 1915 по 1925 год ему удалось опубликовать 10 повестей и 3 сборника новелл. Он много работал как иллюстратор книг, особенно мастерски оформлял суперобложки.

За этот период принял участие в 24 выставках. В 1923 году за свои живописные работы был удостоен стипендии Гёста Стельмана и смог побывать в Париже, побродить по Монмартру.

Вильо Койо замечательно владел многими живописными приёмами, работал в разнообразной технике — увлекался акварелью, писал маслом, создавал динамичные графические произведения. Отдал должное, пожалуй, всем жанрам — есть в его наследии и шаржи с карикатурами, и философские портреты, и пейзажи, и натюрморты, и бытовые зарисовки. Посмотрите, как легка и полувоздушна крепость Корела на акварели Вильо Койо 1942 года (на снимке). И как тонко, ненавязчиво в её зыбких очертаниях и вуоксинском отражении проявляется тревога военного времени!

Вдохновение Вильо черпал в своих многочисленных поездках за рубеж, изучая творения старых мастеров в Лондоне и Стокгольме, Риме и Флоренции, Париже и Мадриде.

Выборгский период

Закончилась жизнь в Хельсинки женитьбой в 1925 году на Хельми Персфельт (в девичестве Руйссало). Той же осенью молодые перебрались в «культурную столицу» Финляндии город Выборг, где Вильо стал работать в газете «Карьяла». Он много писал здесь о живописи, театре, новинках беллетристики. Раз в месяц издавал приложение «Искусство и литература», в котором печатал произведения способных начинающих авторов. Благодаря своему тонкому эстетическому чутью и, что не менее важно, внутреннему благородству Вильо Койо, так сказать, дал «путёвку в жизнь» многим впоследствии прославившимся деятелям финской культуры.

Начиная с 1930 года он возглавлял Выборгское общество художников. В 1927 году выиграл всефинляндский конкурс как автор лучшего остросюжетного произведения («боевика», выражаясь современным языком).

За выборгский период Вильо Койо издал 6 повестей и 5 сборников новелл, участвовал в 20 художественных выставках.

В 1938 году умерла его нежная Хельми, он очень страдал, долго не мог прийти в себя. Вторично женился по окончании траура — после советско-финляндской войны, в 1940 году, на Ээве Марии Айкала.

Когда финны потеряли Выборг, были утрачены громадная библиотека Вильо Койо и его уникальное собрание живописи. В войне он, знаменитый художник и писатель, участвовал в качестве простого солдата — это был его принципиальный выбор.

Последние годы

После войны Вильо Койо обосновался в Мейлахти — парковом районе в западной части Хельсинки, на берегу моря (его соседом, кстати, был Президент Финляндии Урхо Кекконен). Здесь, несмотря на надвигавшуюся старость, он пережил нечто подобное пушкинской «болдинской осени», только растянувшейся на два десятилетия. До конца жизни он издал 5 повестей, 2 сборника новелл, большое собрание лирики и том мемуаров «Длинная дорога искусства» (1960).

Поэтические произведения Вильо Койо отличаются музыкальностью и акварельной воздушностью. Он любил работать в жанре пейзажной лирики, но не чуждался и изображения бытовых сценок. Особенно проявились эти грани его дарования в ретроспективном стихотворном сборнике 1962 года.

Как прозаик он начинал с реалистических описаний крестьянской жизни (конечно, по своим каукольским детским воспоминаниям). В 1916 году вышла его книга «Долг», посвящённая родному краю, а в 1931—1932 годах — самый знаменитый его роман, точнее, дилогия «Река блестит» (первая часть — «Человек решает», вторая — «Время бежит»).

В 1943 году Вильо занял второе место в конкурсе на лучшее произведение о войне — своей повестью «Деревня на десять дымов», которую и сегодня изучают финские школьники на уроках литературы. Позже вышли ещё два его знаменитых романа — «Сон синей горницы» (1948) и «Чернозём и асфальт» (1953).

Вильо Койо по праву считается одним из лучших новеллистов Финляндии, его нередко называют «финским Мопассаном». Он дебютировал в жанре новеллы сборником «Солнце, месяц и белая лошадь» (1919). Его талантливые короткие рассказы, в которых мастерски изображались разные житейские ситуации, характеры людей и было много добродушного юмора, сразу снискали ему признание в скандинавских странах. Итоговый сборник избранных новелл «Ветрено и спокойно» увидел свет в 1947 году.

Остаётся только сожалеть, что до сих пор этот замечательный писатель не знаком русскоязычному читателю. Его проза и стихи не привлекли пока внимания наших переводчиков.

Скончался Вильо Койо в возрасте 75 лет в Хельсинки 21 апреля 1966 года.

При составлении очерка использованы главным образом материалы финского исследователя Ханнеса Сихво.

Андрей ДМИТРИЕВ

Хостинг от uCoz