Пряла и ткала, весь дом одевала

30 октября 2007 № 123 (10648)

Тамара Яковлевна подарила музею две женские рубахи, украшенные вышивкой, и два полотенца. Одна рубаха из домотканого полотна, сделанного из конопли, такое же и полотенце. Это повседневная рубаха, украшена она скромной вышивкой. Другая же – из тонкого хлопчатобумажного полотна фабричной выделки, но с яркой нарядной вышивкой. Такие рубахи носили молодые женщины, потому что пожилые в красный цвет не наряжались, это было грешно. Женщинам постарше предлагалось украшать свою одежду более спокойными, даже тёмными красками. Эти вещи принадлежали бабушке Тамары Яковлевны, причём носила она их в молодом возрасте. Значит, им более ста лет.

Многие современные люди предпочитают одежду из натуральных волокон, и это вполне понятно и оправдано. Ведь в натуральных тканях человек чувствует себя очень комфортно. Но знает ли кто-нибудь, как трудоёмко всегда было создание этих тканей?! Как долго и упорно трудились наши далёкие прабабушки над тем, чтобы спрясть нитки, соткать из них полотно, а потом уже выкроить и сшить одежду. Нужно прибавить к этому, что и сырьё тоже не появлялось само по себе, его надо было вырастить сначала, собрать урожай. Но зато уж и носили эти вещи долго, даже передавали их по наследству. И пример тому подаренные музею рубахи. Выглядят они так, что хоть сейчас в них можно нарядиться.

В нашей стране долгое время крестьянский труд не считался почётным и оплачивался очень низко. Сейчас принято говорить, что русские ленивы и не любят работать. Но если даже вкратце проследить процесс приготовления полотна, вероятно, вряд ли кто после этого будет утверждать, что русские люди мало работали. Учёные считают, для того чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста длиной по 50 метров, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в сутки. А чтобы спрясть нитки из одного пуда подготовленного волокна, требовалось 950 часов работы. Вот и посчитайте, как работали.

Самым лучшим полотном считалось льняное. Зимой льняная рубаха хорошо согревает, летом даёт телу прохладу. Правда, хорошо выделанная конопляная ткань могла приблизиться по своим качествам к льняному полотну.

Созревшее растение выдёргивали с корнем, отделяли от стебля семена: молотили или просто отрывали руками. Семена шли на приготовление масла. Затем лён мочили: в южных районах Руси его расстилали тонким слоем на лугу, чтобы роса помогала расслаивать волокна. Так он и лежал дней пятнадцать-двадцать. На Севере лён мочили в пруду, болоте или специальной яме. После этого лён трепали. Подсчитано, что вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей.

И, наконец, лён чесали с помощью больших и малых гребней. Так получалась кудель, вот из неё-то уже можно было прясть нить.

Главным инструментом в прядении являлось веретено. Универсальное изобретение человечества! На один конец его насаживалось пряслице, которое помогало веретену кружиться долго и быстро, что было необходимо для сильного и равномерного скручивания волокон.

До X века пряслица делали из глины, позже появились выточенные из шифера, мягкого камня, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч. В XIII веке пряслица снова становятся глиняными, потому что монголо-татарское нашествие разорило овручские мастерские.

Пряслице имеет биконическую форму, то есть состоит из двух усечённых конусов, соединённых широким основанием. Вес у пряслица должен быть небольшой, всего лишь около 16 г. Впоследствии оно послужило прообразом махового колеса, которое теперь выполняет эту роль в современных самопрялках.

Женщины очень дорожили пряслицами, тщательно метили их, чтобы случайно не потерять на посиделках: выцарапывали личные метки, даже подписывали. Неслучайно археологи находят так много пряслиц во время раскопок.

Пряха дёргала пряжу большим и указательным пальцами левой руки, а правая рука держала веретено. Пальцы приходилось всё время смачивать слюной. А чтобы не пересохло во рту, пряха ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину...

Спряденные нити были готовы к дальнейшей обработке, из них можно было ткать полотно. И тогда пряха становилась ткачихой.

Мастерство это в народе ценилось не меньше земледельческого. Об умелой хозяйке уважительно говорили: «Пряла и ткала, весь дом одевала».

Любовь ДМИТРИЕВА

Хостинг от uCoz