Его позвала морская романтика

4 февраля 2010 № 11 (10986)

У четы Дорожкиных богатая библиотека - плотно уставлены книжными томами три остеклённых шкафа от пола до потолка. Раньше было около полутора тысяч книг, но что-то дочь увезла с собой в Питер, что-то передали в школу. Недавно десятки книг отправили в Северную Осетию, когда этой республике нужна была помощь. Но и сейчас библиотека хороша. Оно и понятно, Александра Павловна была учителем русского языка и литературы, Михаил Александрович с малолетства запоем читает. Постоянно покупали новинки литературы, вот и копилось это дорогое уму и сердцу богатство.


Михаил Дорожкин родом из глухой деревни Вологодской области, где со связью дело обстояло не блестяще - ни телефона, ни радио. Зато районная газета ходила исправно, в одной из них в 1946 году он увидел статью-призыв «Если ты хочешь стать моряком...». И Миша захотел, хотя рос у озера и моря ни разу в жизни не видел, слышал лишь, что моряк - это обветренный смелый человек в бескозырке. А тут как раз окончил 7 классов. Так крепкий деревенский паренёк, прошедший без проблем строгую медицинскую комиссию, оказался в Кронштадте, в учебном отряде электромеханической школы имени Железнякова. Здесь готовили специалистов для военно-морского флота, Миша изъявил желание стать механиком-дизелистом. После годовой учёбы юнгу Дорожкина направили в Кронштадт же на линейный корабль «Марат». Вначале нёс вспомогательную службу - то рассыльным у дежурного офицера, то дневальным по кубрику, то в наряде. В ноябре 48-го исполнилось 18 лет, принял присягу, стал матросом, и его перевели на тральщик, так называемый стотонник, там же в Кронштадте.

Весной 49-го года, едва сошёл лёд, тральщики вышли на боевое задание - очищать северный фарватер, между Кронштадтом и Лисьим Носом, от магнитных мин. Коварнейшая это штука, скажу я вам! Лежит такая железная тяжеленная чушка с начинкой в сотни килограммов тротила на грунте под водой и ждёт своего часа. В ней есть хитрое приспособление, установленное на определённый режим. Над миной могут безнаказанно проходить корабли с металлическим корпусом раз-другой, десяток раз, а на 13-м, допустим, страшная ловушка вдруг взрывается и вдребезги разносит корабль.

Но на всякий яд, как говорится, всегда находится противоядие. Не без подсказки советских военных учёных была сделана небольшая баржа нескольких метров длиной с крепким железным корпусом, в которой находился большой магнит, провоцирующий на срабатывание затаившиеся фашистские мины. Кстати, до траления металлические корпуса наших кораблей проходили специальную обработку по размагничиванию и не представляли «интереса» для мин. Тральщики тянули на длинном буксире баржу-«провокатора». По каждому месту проходили 21 раз, то есть по максимуму, чтобы убедиться, что мин нет. А если они были, то срабатывали. Это происходило почему-то всегда внезапно, и тогда из воды с грохотом вздымался огромный фонтан из солёной балтийской воды и грязи со дна.

После таких мощных уничтожающих взрывов столько всплывало убитой, оглушённой рыбы - воды вокруг не видно! В годы войны никто ж рыбу не ловил, и её расплодилось-развелось очень много. Ну как тут было не воспользоваться случаем и не набрать сачком рыбки на пропитание, не пропадать же добру!

Так практически всё лето тралили фарватер почти каждый день, а в белые ночи так и круглосуточно. И нередко сразу за тральщиком вдруг взрывом вспучивалось море - срабатывала обнаруженная фашистская мина.

В следующем,1949-м го-ду, тралили, чистили фарватер дальше, за Кронштадтом, вдоль южного берега Финского залива, вплоть до Таллина. А осенью того же года старшину первой статьи Дорожкина вызвал командир:

- Хочу направить тебя в училище, ты - отличник боевой и политической подготовки, секретарь комсомольской организации.

А почему бы и не стать морским офицером! Во вновь открывшемся Одесском военно-морском училище механиков флота, где готовили дизелистов для боевых кораблей, Михаил учился с 51 по 53-й годы. В ноябре должны были присвоить звание лейтенанта, дело шло к выпускному вечеру, уже и ресторан заказан, но за два дня до торжества десяти выпускникам, в том числе Дорожкину, сказали:

- Готовьтесь, завтра выезжаете!

В тот же день построили училище, им, избранным, вручили дипломы, кортики, лейтенантские погоны и... билеты до Калининграда.

По приезду здесь, в бывшем Кёнигсберге, их направили в Морское агентство по перегону судов. А ситуация тогда сложилась такая. После войны немцы строили для нас небольшие рыболовецкие корабли - рефрижераторы, сейнеры, но кадров для них не хватало. Привлекли военных. Дорожкин в качестве старшего механика в составе небольшой команды в германском портовом городе Штральзунде принял рефрижератор - корабль с холодильниками, на который сейнеры сдают пойманную рыбу. Привели корабль, в составе других, в Калининград, две недели готовились к длительному переходу на Дальний Восток - запасались топливом, продуктами.

В феврале вышли в Балтийское море, потом в Атлантику, через Бискайский залив - в Средиземное море. Запомнился проход через Гибралтар - военно-морскую базу англичан. Там была заправка топливом, водой, выход в город. Впечатления - потрясающие! Наша-то страна после тяжёлой, продолжительной войны бедствовала, понятное дело, а тут приходишь в магазин, там всего - навалом! Дорожкин купил серый элегантный плащ-макинтош английского покроя. Не устоял перед соблазном - так хотелось походить в хорошем.

После этого «потопали» дальше по Средиземному морю, следующая остановка - в египетском Порт-саиде. Там тоже несколько дней стояли - заправлялись, устроили небольшой отдых, ведь от порта до порта шли две недели при любой погоде. Дальше через Суэцкий канал направились на юг, в Красное море. Останавливались в городе Джибути. А уж потом от Африки напрямую через Индийский океан на остров Цейлон. Шли через центр океана при любой погоде и волне. Тут балтийского моряка поразили волны океанских размеров - до 200-300 метров. То поднимет она тебя с кораблём, то вниз опустит, и ничего не видно. Ну, думаешь, всё, конец пришёл. А тут на волне снова поднимает, опять видишь другие корабли. Фу, отпустило!

На Цейлоне тоже было чему удивляться, особенно рикшам, которых в жизни не видывали. Для русских парней это было настолько удивительно, загадочно, необычно и экзотично! В те ж годы ничего не видели, это сейчас по телевизору всякая экзотика уже не в диковину, а тогда... Удивительная страна, удивительный мир! Ходили по городу, зашли в большой парк, а там всякие звери. Такая красота!

Потом дошли до «бананово-лимонного» Сингапура - на рейде лодки, лодки. На якорь встать не успели, а уже эти торговцы на лодках за корабль цепляются, вскарабкиваются на палубу, смотришь, а они уже разложили повсюду свои фрукты, овощи, рыбу, одежду и прочую всякую всячину. Удивительно!

Последний переход от Сингапура до Владивостока занял 21 день - курс пролегал через Южно-Китайское, Японское моря. Пришли в конечный пункт в феврале 50-го, весь переход составил три месяца. Сдали корабли, сами - на поезд и снова в Калининград. И опять такой же переход, однако на этот раз путь был на неделю подлиннее - судна гнали на Сахалин. Таких рейсов было несколько.

В начале 55-го лейтенанта Дорожкина послали служить в Таллин, на большой тральщик «Семён Пелюхов». Через год поступила команда трём большим тральщикам, и нашему в их числе, готовиться к большому переходу. Запаслись топливом, водой, продуктами, вышли из таллинской бухты в море, курс - на Ленинград. Пришли, там - новая команда:

- «Семён Пелюхов» остаётся, а два других тральщика идут к острову Новая Земля.

Как узнали позднее, там проводились атомные испытания.

Тральщик «Семён Пелюхов» направили в Кронштадт, разоружили - сняли пушки, пулемёты, глубинные бомбы, весь боезапас. Получив новый приказ, по Неве вышли в Ладогу и прямым ходом до незнакомого Приозерска, о котором никто из команды никогда не слышал, который ни единым глазом никто не видел.

Тральщик передали в воинскую часть 99795, вместо названия присвоили номер. Дорожкин служил сначала на корабле, потом в 62-м году перешёл на берег начальником технического снабжения, позднее - начальником отдела главного механика. В 79-м году, после 33 лет службы, в звании подполковника ушёл в отставку. Ещё 18 лет отдал гражданской работе в отделе водоснабжения и канализации. Общий трудовой стаж - 51 год.

С супругой своей Александрой Павловной родом из одних краёв - Вологодской области. Окончив Ленинградский педагогический университет им. Герцена, она учила детей в средней школе № 5 Приозерска русскому языку и литературе, работала в горкоме, школе-интернате. И сейчас ей не сидится - помощник депутата ЗакСа Ленинградской области Тамары Киселёвой.

Дочь Галина, получив высшее образование, живёт в Питере и трудится в медицине. Сын её после института увлёкся компьютерами и работает в этой сфере. Они часто бывают в Приозерске.

Михаил Александрович ныне - ветеран подразделений особого риска РФ, за заслуги в проведении боевого траления, уничтожении и разоружении морских мин на Балтийском флоте и проявленные при этом мужество и высокий профессионализм имеет нагрудный знак «За боевое траление». Пенсионер Дорожкин, конечно, рыбак, на своей лодке «казанке» обшарил и знает все плёсы от Приозерска до Кузнечного, лавливал всякую рыбу на удочку, спиннинг. Иногда он просыпается от взрывов мин, что прозвучали несколько десятков лет назад, но до сих пор приходят во сны старого морского волка.


Михаил ЛИСЮК

На снимках: курсант военно-морского училища Дорожкин (1950-е годы).

Михаил Дорожкин (2010 год).

(Фото из архива семьи Дорожкиных и автора )

Хостинг от uCoz