Месяцами - в бездне морей и океанов 18 марта 2010 № 27 (11002) Однажды знаменитый Юрий Гагарин посетил подводную лодку Черноморского флота и даже выходил на ней в море. После возвращения на базу на вопрос: не хотелось бы ему снова испытать подобное, первый в мире космонавт честно ответил: - Лучше я ещё один раз слетаю в космос. А в 1961-м году, когда ещё не успели остыть радости и народные ликования после первого полёта человека в космос, в молодой приозерской семье Борисовых, у Екатерины Ивановны и Генриха Павловича, родился сын. Назвали его Михаилом. Он рос единственным ребёнком в семье, но баловнем не был. в школьные годы с увлечением занимался спортом, любил волейбол, стрельбу из малокалиберной винтовки. Получив аттестат о среднем образовании, поступил в Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф. Э. Дзержинского. В 1984 году успешно окончил специальный энергетический факультет, получил высшее инженерное образование и первое офицерское звание лейтенанта. С того времени вся служба боевого офицера прошла на Северном флоте - в самом лучшем боевом соединении атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения. Михаил Генрихович начинал с должности инженера группы автоматики и телемеханики, вырос до звания капитана третьего ранга, командира дивизиона движения боевой части, БЧ-5. А это значит, головой отвечал за состояние и жизнедеятельность сердца боевого корабля - атомный реактор, за работу практически всех сложнейших механизмов огромной подводной лодки. Один из создателей атомных субмарин академик Спасский говорил: «Современную атомную подводную лодку освоить гораздо труднее, чем космический корабль «Салют», так как отсеки перенасыщены суперкосмической аппаратурой... Уход на боевую службу атомного ракетоносца - явление неординарное...». Особенной проверкой на прочность для подводников является расставание на многие дни, недели, месяцы не только со своими семьями, землёй, но и лучами солнца, многомесячное обитание в замкнутом пространстве. Добавим, что Михаил Генрихович 13 раз со своей атомной подлодкой выходил на боевое дежурство, средняя продолжительность каждой составляла 3 месяца. В общей сложности он пробыл под водой более 4 лет, причём плавание происходило в основном под арктическими льдами. Он трижды пересекал Северный полюс, не всплывая! Любовь к своей профессии, высочайшие технические знания, инженерное чутьё помогали военному специалисту Борисову осуществлять движение громаднейшего атомохода в глубинах океана, управлять его движением. А при необходимости найти неисправность и устранить её. В 86-м году во время несения боевой службы, когда их атомный подводный корабль находился в пучине океанских вод, внезапно вышла из строя автоматика линии вала. Михаил Генрихович сумел разобрать сложнейший кинематический узел, сделать, казалось бы, невозможное - устранить неисправность. Атомоход продолжил боевую службу, успешно выполнив свою задачу. За решительные и грамотные действия в момент несения боевой службы Борисов награждён медалью «За отличие в воинской службе» 1-й степени. В 87-м году при выходе в море произошла разгерметизация первого контура защиты атомного реактора. К каким серьёзнейшим последствиям это могло привести - понимает каждый. Командир группы автоматики Михаил Борисов лично участвовал в ликвидации аварии прямо в море, а по возвращении в базу совместно со специалистами промышленности устранял её последствия. Когда подводник Борисов на несколько месяцев уходил на своей субмарине на боевое дежурство, его родители, жена Ольга Михайловна очень переживали, с нетерпением ждали возвращения любимого человека. Надо ли говорить, что довелось пережить им, когда приходили вести о гибели некоторых подлодок и, в частности, атомохода «Курск»? Михаил Генрихович до самозабвения любит своё суровое мужское дело, служил бы ещё, если бы не пресловутый договор ОСВ-2, приведший практически к уничтожению наших атомоходов и ослаблению боевой мощи подводного флота России. Их атомный ракетный крейсер поставили сначала на причал, а потом разрезали... После выхода в запас после 17 лет безупречной службы ветеран подразделений особого риска Михаил Борисов приехал в родной Приозерск, купил квартиру рядом с родителями, окунулся в другую жизнь. Великолепный специалист с инженерным образованием стал востребованным и на гражданке. Работая на ДОЗе, прошёл путь от простого инженера до технического директора предприятия, трудился главным инженером в ООО «Тепло-Сервис», сейчас возглавляет инженерную службу Санкт-Петербургской фирмы ООО «Энерго-Ресурс». Это под его неусыпным контролем проводятся монтаж, обвязка и отладка котлов на новой котельной в Приозерске. Значит, и здесь всё будет на высшем уровне. Н. Решетников, г. Приозерск |