Память№ 9 (129)
19 августа 2010 № 90 (11065)
Праздники сближают людей
В последний день июля в крепости Корела состоялся праздник с поэтическим названием "Летний день в Старой крепости". Многие приозерцы о нём слышали и даже были его участниками в прошлые годы.
130 лет назад, в августе 1880 года, был проведён первый народный музыкальный праздник именно на территории нашей крепости. Тогда сюда съехались лучшие представители от каждой волости Карельского перешейка, они пели свои любимые песни, танцевали красивые танцы. С того дня эти праздники стали традиционными, к ним готовились, их ждали.
Летом 2000 года, спустя много лет, после пронёсшихся ураганом событий, разметавших былую жизнь нашей страны и проживавших на её территории народов, был устроен тот незабываемый праздник, который продолжал жить в людской памяти. Официальные представители двух соседних народов обменивались рукопожатиями, приветствовали друг друга речами, музыкальные коллективы с обеих сторон внесли оживление и радость. Ведь песня снимает напряжённость.
Договорились о том, что эти встречи будут проводиться раз в два года. Но удалось провести только три праздника, и возник перерыв. И вот 31 июля Старая крепость снова собрала гостей.
Сначала всех развлекал фольклорный ансамбль из Петербурга. Он пел жалостливые городские романсы про несчастную любовь, где "белая роза - свиданье, красная роза - любовь, жёлтая роза - измена, вся пожелтела от слёз", с упоением водили хороводы, вовлекая в свои ряды окружающих. И трогательные финские старички с рюкзачками за спиной, пожилые дамочки в добротных народных костюмах охотно брались за руки и с удовольствием кружились на траве, легко перенимая танцевальные фигуры.
Ведущей праздника была звонкоголосая финская певица Сари Каасинен, сопровождавшая своё пение игрой на старинном карело-финском инструменте - кантеле. Причём было у неё их целых два. С одним она управлялась лихо, держала его, как гитару, и бряцала по струнам, подобно рокеру, а вот другое кантеле бережно поставила на стол и перебирала струны нежно и деликатно, наполняя окрестности изысканно красивыми звуками. Сари Каасинен - одна из самых известных фолк-певиц, её даже называют основоположницей новой карельской музыки и считают посланницей нового карельского фольклора, представляющей финскую народную музыку на международной арене. Она сама пишет музыку и песни, много работает с молодёжью, занимается преподавательской деятельностью.
Длинную речь произнесла Риитта Уосукайнен, которая ещё совсем недавно была вторым человеком в правительстве Финляндии. Она долго рассказывала о судьбе финских переселенцев, вынужденных покинуть Карельский перешеек после Второй мировой войны. Риитта Уосукайнен сама прошла этот путь, потому что родилась в 1942 году в селении Яаски, ныне посёлок Лесогорский в Выборгском районе. С конца 1970-х годов она в политике, была спикером парламента, а десять лет назад даже претендовала на место президента Финляндии.
От нашей районной администрации выступила Любовь Котова, которая красиво и образно сказала о том, что одной из форм дипломатических отношений является неформальное общение людей, обменивающихся дружескими приветствиями. И, удивительное дело, даже промчавшийся буквально накануне над нашим краем разрушительный ураган не смог остановить потомков бывших жителей Карельского перешейка, мечтавших провести этот день именно в стенах Старой крепости.
Наши любимые фольклорные ансамбли "Ивушка" и "Завлекаши" снова порадовали всех своими песнями. Несколько танцев исполнил хореографический коллектив "Сюрприз" из Плодового. Юные танцовщицы в ярких платьях легко скользили по сцене, завораживая зрителей своей расцветающей молодостью и набирающей силу красотой.
(Фото из книги “Наш Кякисалми”, 1950 г.)
Пулемёт Дегтярёва
Год назад, в июле, петербуржец Владислав Кондратьев передал в музей свою заветную вещицу, которую хранил более десяти лет. Но всё же принял решение с ней расстаться и подарил её именно нашему музею. Речь идёт о ручном пулемёте Дегтярёва образца 1927 года. Сообщение об этом уже было в газете, но история имела продолжение.
Поисковая группа "Ладога" предложила отреставрировать этот пулемёт, на что мы, конечно же, согласились. Александр Удалов и Владислав Дубовцев трудились над тем, чтобы придать оружию надлежащий вид. Прежде всего, пулемёт был очищен от ржавчины. Затем к нему добавили недостающие съёмные сошки, которые придают ему устойчивое положение, и огонь можно вести именно с этих сошек. Но в пылу боя они часто терялись, что существенно ухудшало удобство применения этого огнестрельного оружия. Неудивительно, что у нашего пулемёта этих приспособлений не было.
Ещё Владислав Дубовцев вырезал приклад из куска дерева. Металлические детали были покрыты антикоррозийной краской. И обновлённый красивый пулемёт занял своё место на подиуме в экспозиции музея.
Ручной пулемёт ДП-27 состоял на вооружении в нашей армии до 1960-х годов. Но и финны его тоже применяли, добыв в качестве трофея, и называли его поэтическим именем "Emma" ("Эмма").
На снимке: пулемёт Дегтярёва после реставрации.
Фото Д. Полякова
Знаменитые узники крепости
270 лет назад, 23 августа 1740 года, родился Иоанн VI Антонович, так называемый "император под запретом". Бездетная императрица Анна Иоанновна очень хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и сильно беспокоилась о том, чтобы престол не достался в будущем потомкам Петра Первого. Поэтому в завещании она специально оговорила, что наследником российского престола является Иоанн Антонович, а в случае его смерти - другие дети её племянницы Анны Леопольдовны, в порядке старшинства.
Но двухмесячному младенцу довелось царствовать всего лишь год, всю остальную жизнь он провёл в ссылках и одиночных камерах в полной изоляции. Потому что в 1741 году дочь Петра Первого Елизавета, при поддержке Преображенского полка, пришла к власти, арестовав всю царствующую семью. И начались скитания Ивана Шестого. В 1756 году он был доставлен в Шлиссельбург. Но в 1762 году, когда воцарилась Екатерина Вторая, его тайно вывезли в Кексгольмскую крепость, где он провёл около месяца и снова был возвращён в Шлиссельбург. Через два года, в июле 1764 года, он был убит охранявшими его стражниками, согласно секретной инструкции, предписывавшей немедленно умертвить арестанта, если кто-то попытается его освободить.
Подпоручик Василий Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, сумел склонить на свою сторону часть гарнизона, но освободить императора ему не удалось. "Известный арестант", как было принято называть Ивана Шестого, был похоронен в Шлиссельбургской крепости, но место захоронения его неизвестно.
Иван Шестой изображался младенцем. наиболее достоверным считается его портрет на гравюре Лаврентия Серякова 1878 г., выполненной с акварели 1740 го.
Незабываемый образ
90 лет тому назад, 20 августа 1920 года, в Ялте скончалась от туберкулёза Мария Константиновна Кексгольмская. Красивая история её жизни началась 12 января 1878 года за Балканами, когда один солдат Кексгольмского полка принял из рук умиравшей матери маленькую девочку. И по всем рядам следовавшего своим маршем полка пронеслась радостная весть: "Бог благословил нас дочкой!".
Девочка назвала себя Айше, была ли она турчанкой или болгаркой - для полка это осталось неизвестным, но не всё ли равно. Она была человеком, и это самое главное. Через год, весной 1879 года, она была крещена в православие и стала называться Марией. В 1883 году Машу отвезли в институт благородных девиц в Варшаве, где она и возрастала до 1890 года.
Размышляя о взаимоотношениях Маши с офицерами полка, генерал Борис Адамович, который был примерно одного с ней возраста, вспоминал впоследствии: "Ни подчёркивать, ни напоминать ей, что она наша "дочь", не было принято, но Маша, прекрасно воспитанная, скромная и на редкость тактичная, сама умела вовремя сказать, что полк ей отец, и просто взглядом своих прекрасных добрых глаз давала чувствовать, что связана с нами не формой, не долгом, не честолюбием или тщеславием, а действительной сердечной преданностью".
4 ноября 1892 года Маша сочеталась браком с корнетом Изюмского полка Александром Шлеммером. Но после замужества её связь с полком никогда не прерывалась. Снова обратившись к Адамовичу, читаем: "На её визитных карточках значилось: "Мария Константиновна Шлеммер, Дочь лейб-гвардии Кексгольмского полка". Она носила брошку - наш герб, и нашей же гербовой печатью, принадлежавшей ей по девичьей фамилии, запечатывала свои письма. Не было случая в жизни полка, на который не отозвалась бы Маша: она присылала вклады на украшение новой "церкви родного моего полка", участвовала с нами в подписках и складчинах при несчастных случаях с солдатами, участвовала вместе со всеми старыми кексгольмцами в постановке перед офицерским собранием памятника Петру Великому ко дню 200-летнего юбилея, делала подарки собранию и часто приезжала в полк на балы и праздники".
Когда грянула Первая мировая война, Мария Кексгольмская заявила, что её долг - быть сестрой милосердия при родном полку. Революция застала её с лазаретом дивизии во Владикавказе. Она была уже больна туберкулёзом, и 20 августа 1920 года жизнь её угасла. Старший сын Шлеммеров, Павел, погиб ещё в июне 1918 года на фронте Добровольческой Армии. По сообщению Адамовича: "За гробом печальной и скромной процессии, через весь город на Новое кладбище, шёл муж, едва поднявшийся после тифа, четыре старых офицера полка, оказавшиеся в Ялте, и сестра одного офицера, - жена офицера Изюмского полка". Вскоре погиб и овдовевший муж, он был расстрелян красноармейцами как белогвардейский офицер. Младший сын, Георгий, эмигрировал в Германию и жил там. Он умер в 1974 году, не оставив потомства.
Удивительным образом история дочери Кексгольмского полка вписалась в историю нашего города и края. И хотя здесь она никогда не была, представить себе наш музей без портрета Марии Кексгольмской, без рассказа о её судьбе в настоящий момент невозможно.
На снимке: семья Марии Кексгольмской. Фото 1915 г.
Ведущая страницы Любовь Дмитриева,
главный хранитель музея-крепости «Корела»
Назад
|